Штрафы и конфискация "евроблях": автовладельцы готовят протесты и надеются на Раду
У "евроблях" осталось меньше двух недель. С 24 мая полиция сможет штрафовать и конфисковать авто на иностранных номерах. До этой даты владельцы машин еще могут растаможить свои авто, но уже по полным акцизам. Хотя до 22 февраля "евробляхи" имели 50%-ю скидку. В ноябре 2018 года Рада уменьшила размер акциза на ввоз авто, а "евробляхам" дала 50%-ю скидку на три месяца. Льготный период закончился. За это время украинцы успели растаможить 218 тыс. авто, а по разным оценкам автомобилей на еврономерах до 2,5 млн.
Кроме "пряника" парламент ввел и "кнут" в виде ужесточения штрафов и мер наказания вплоть до конфискации.
Однако владельцы машин на еврономерах, которые не захотели платить налоги, не хотят и лишаться своих авто. Гражданская организация "АвтоЕвроСила" уже заявила о будущих протестах.
"Евробляхи" готовятся блокировать Киев
Времени на растаможку было мало, жалуются собственники авто на еврономерах. Льготный период вместо трех месяцев по факту длился немногим более месяца. Так получилось из-за того, что Кабмин долго устанавливал порядок проведения растаможки. А в январе было много выходных и праздников.
"В итоге у людей реально было только 40 дней льготной растаможки. Но они дали колоссальный результат", – отмечает глава организации "АвтоЕвроСила" Олег Ярошевич.
По 50%-й скидке на акциз украинцы успели растаможить 218 тыс. авто на иностранных номерах. Но машины растаможивают и сейчас, правда, без льгот. Например, в апреле украинскую регистрацию получили 22,5 тыс. подержанных авто, говорится в отчете "Укравтопрома". Половина всех машин старше 10 лет. А всего "евроблях", по разным оценкам, от 600 тыс. до 2,5 млн.
И теперь те, кто не растаможился, готовятся выходить на протесты. Собственники "евроблях" объявили о проведении акции под Верховной Радой 15 мая.
"Мы выходим против карательного закона и требуем его отсрочить, чтобы люди могли заработать деньги для растаможки. Но основное требование – изменение законодательства, отмена коэффициента возраста автомобиля в формуле расчета акциза. Это основное требование, и оно будет все-таки для новой Верховной Рады, которая, мы надеемся, придет уже осенью этого года", – прокомментировал Ярошевич.
Первый день акции под зданием парламента "Автоевросила" обещает провести мирно, в рамках действующего законодательства.
"Если протесты не помогут, то будем стоять до последнего. Это будет массовая акция и, я думаю, что представители власти должны решить вопрос", – добавил Ярошевич.
Против чего протестуют
Протестовать есть против чего. Владельцам "евроблях" грозят заочные штрафы и конфискация транспортных средств. Вместо штрафа в 8500 грн, за нарушение транзитного режима придется заплатить 170 тыс. грн. Ужесточен и режим временного ввоза. Закон разрешает иностранцу ввезти автомобиль на срок до года. Теперь если он захочет въехать в Украину дольше, чем на 30 дней, ему придется получать временную госрегистрацию.
Это перекроет одну из схем ввоза авто. Если сегодня литовец может пригонять евробляху в Украину и передавать ее украинцу, то теперь полиция будет знать, когда машина въехала и кто ее ввез. За передачу автомобиля другому человеку грозит штраф 34 тысячи гривен. Это половина стоимости самой "евробляхи". Столько же придется заплатить за "таксирование" на авто с еврономерами.
Право ввезти машину на иностранных номерах оставили и для граждан Украины. Но только для тех, кто проживает за границей. В этом режиме можно ввезти только один автомобиль. За каждый последующий надо заплатить залог в размере стоимости растаможки машины.
Какие теперь штрафы:
- если авто в режиме транзита задержится в Украине на день, то штраф будет небольшой – 170 грн;
- если в режиме временного ввоза просрочить выезд, штраф составит 850 грн
- от 20 до 30 дней – 85 тыс. грн;
- более 30 дней – 170 тыс. грн и конфискация автомобиля. Такой же штраф за разборку евробляхи на запчасти.
Штрафовать будут заочно. За нарушение таможенных правил фискальщики сами пришлют штраф на адрес регистрации в течение трех дней после истечения срока пребывания в Украине. При этом протокол об админнарушении считается врученным нарушителю, даже если человек не живет по адресу, который он указал. Налоговики также сразу сообщат о нарушении в полицию.
Полиция же теперь автоматически будет получат информацию обо всех авто на иностранных номерах. Так правоохранители смогут останавливать машины и проверять сроки их нахождения в Украине. До этого единой базы у таможенников и полиции не было.
Рада может отложить "кнут"
"Евробляхам" могут пойти на уступки, а меры наказания – отложить. В парламенте зарегистрировали законопроект №10263, который предлагает перенести введение новых штрафов и конфискации авто на 180 дней.
В пояснительной записке к законопроекту его автор отмечает, что так можно снизить напряжение в обществе.
"Целью принятия проекта Закона является продление сроков льготного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины, то есть для растаможивания ранее ввезенных на территорию Украины автомобилей с иностранной регистрацией, еще на шесть месяцев", – говорится в пояснительной записке к проекту.
Этого и хотят собственники "евроблях". По крайне мере, пока.
В "АвтоЕвроСиле" готовят обращение к новоизбранному президенту. Однако, еще не факт, что когда закон вступит в силу, Владимир Зеленский уже приступит к обязанностям. И он не сможет отменить действующий закон. Поэтому в организации главную надежду возлагают на переизбрание парламента.
"Пока мы надеемся на Верховную Раду, которая может хотя бы отсрочить действие закона. А потом мы будем активно принимать участие в выборах в Раду. И надеемся, осенью новый парламент изменит закон", – поделился Ярошевич.