Операция монетизация, или какие изменения ждут получателей субсидий
Монетизация субсидий заработает уже с первого дня 2019 года. Государство ожидает более прозрачного распределения средств, а люди – справедливых выплат.
В предновогодние дни правительство одобрило Постановление о предоставлении жилищных субсидий населению в денежной форме, введя с 1 января 2019 года монетизацию субсидий. В Минсоцполитики отмечают – правила назначения помощи при уплате коммунальных платежей останутся неизменными (то есть будут получать субсидию те, кто тратит на “коммуналку” более 15% совокупного дохода), изменится лишь механизм ее выплаты. Правда, это не будет монетизация в чистом виде, когда субсидиальные средства граждане получают на руки и распоряжаются ими на свое усмотрение. Как будет работать монетизация на практике.
Что изменится?
Ранее субсидиальные средства из госбюджета шли на жилищно-коммунальные предприятия через территориальные управления соцзащиты. А теперь они будут поступать на специальный счет субсидианта в Ощадбанке (их можно будет отследить в личном кабинете и использовать только на оплату жилищно-коммунальных услуг), и уже через банк будет происходить расчет по субсидии с поставщиком услуг. После этого субсидианту будет приходить смс-сообщение, сколько осталось доплатить из собственного кармана.
Такая адресность обещает защитить от злоупотреблений поставщиков услуг, которые не всегда прозрачно распоряжались этими средствами, а также были заинтересованы в том, чтобы предоставить как можно больше услуг, зная, что государство за это заплатит. Кроме того, наполнение базы данных субсидиантов и их сверка позволит отсеять хотя бы часть тех, кто получает субсидию не по необходимости, а за счет того, что имеет теневые доходы или иное место регистрации. Для борьбы с злоупотреблениями последним с мая этого года был введен новый критерий, когда при назначении субсидии учитываются доходы всех членов семьи независимо от того, где они зарегистрированы.
Важно и то, что субсидия будет начисляться не по социальным нормам, которые были, как средняя температура по палате, а за конкретные потребленные услуги. Если субсидианты будут экономить на коммунальных услугах или оптимизировать их, то смогут получать от государства “живые” средства. Забрать накопленную сумму можно будет после окончания финансового года. Ее “Ощадбанк” перечислит на счет субсидианта, в то время как ранее сэкономленные средства возвращались в госбюджет.
Что и когда нужно делать, чтобы монетизация началась?
Монетизация субсидий будет проходить в три этапа. С 1 января 2019 года участвовать в монетизации льгот и субсидий будут те семьи, которые обратятся за оформлением помощи впервые. С 1 мая 2019 года монетизация коснется тех, кто уже получает субсидию. А с 1 октября 2019 года заработает полномасштабная монетизация, когда каждый получатель жилищной субсидии будет получать по результатам отопительного сезона наличными все, что было сэкономлено.
В Минсоцполитики информируют: всем получателям субсидий обязательно нужно в мае подать заявление на монетизацию и Декларацию о доходах в управление социальной защиты населения и предоставить разрешение на обработку персональных данных. При этом в “Ощадбанк” идти не нужно. Правительство максимально автоматизировало процесс монетизации, чтобы основная нагрузка легла на управление социальной защиты населения, государственный банк и поставщикам коммунальных услуг.
Тем, кто обратится за помощью впервые в 2019 году, в мае уже не нужно обновлять документы. Они уже участники монетизации льгот и субсидий.
Да и вообще, никому из субсидиантов не нужно будет идти в банк отдельно, чтобы начать процесс монетизации. На каждого получателя субсидий, после обработки заявления на монетизацию, будет автоматически открыт персональный аккаунт в банке, на котором будет отображаться размер жилищной субсидии в денежной форме.
Будет ли монетизация эффективной?
Вообще же, нельзя сказать, что предложенная система – монетизация в чистом виде. Тогда бы люди просто на руки получалисубсидиальные средства, без целевого направления. Но в Минсоцполитики объясняют, что в наших условиях это сделать невозможно, поскольку в Украине субсидию получает почти половина семей. Если сразу раздать такому количеству людей деньги на руки, есть риск гиперинфляции и кризиса коммунальных неплатежей. Поэтому помощь будет поступать на персональный аккаунт субсидианта в “Ощадбанке”, а все, что останется после оплаты коммунальных услуг в течение года, по результатам отопительного сезона энергобережливые украинцы смогут забрать из банка наличными.
Чтобы оценить эффективность такого варианта монетизации, СМИ обратились к экспертам. Андрей Кривонос, президент Гуманитарного центра считает, что любой шаг в сторону монетизации – это лучше, чем выплата на счета поставщиков коммунальных услуг: “Перечисление средств в пользу получателя услуг – это шаг, который обеспечит прозрачную и точную систему. И также это перенос ответственности за уплату на самих потребителей". Также эксперт отмечает позитивную сторону новой системы в том, что адресная выплата субсидий будет происходить параллельно с идентификацией ее получателей. “Монетизация будет осуществляться только в одном лице и только на один счет. Поэтому с введением монетизации количество получателей субсидии уменьшится. Но не за счет того, что отберут субсидии, а за счет того, что приведут в порядок списки тех, кто может действительно претендовать на получение субсидии”, – говорит Андрей Кривонос.
Он также добавляет, что выиграет от новой системы монетизации и банковская система: “Деньги некоторое время будут находиться на банковских счетах, поэтому это подкрепление банковской системы. В “Ощадбанке” появится небольшая сумма на оздоровление самой системы, поэтому сможет вырасти даже текущая ликвидность банка (возможность быстрого перевода актива в наличность без существенной потери его стоимости)”.
Виталий Дудин, юрист Центра социальных и трудовых исследований все же более критично оценивает нововведения: “Во всем мире монетизация принимается ради экономии государственного бюджета. Правда, в нашей стране она может подвергаться рискам. Во-первых, монетизация возможна только на основе широкого общественного обсуждения, чтобы предоставленная компенсация была справедливой. Во-вторых, монетизация работает в экономике с более-менее стабильной валютой. Если мы посмотрим на Германию, то в евро-эквиваленте зарплаты там выросли несущественно. А у нас – большая пропасть. То есть сумма экономии может быть быстро обесценена. В целом на общий уровень жизни монетизация не повлияет, но в каких-то случаях она сможет улучшить положение людей”.