Как внимание к семейным нуждам сотрудников работает на работодателя: кейс Ferrexpo
В конце ноября в Украине представили результаты первого исследования компаний, дружественных к семьям. Компания Ferrexpo вошла в топ-4 и возглавила рейтинг компаний горно-металлургического сектора. Более того, Ferrexpo стала единственной промышленной компанией, попавшей в первую десятку рейтинга.
Исследование проводилось по заказу Фонда Народонаселения ООН (UNFPA). В нем приняли участие 50 компаний из 16 секторов экономики.
Так, все предприятия Ferrexpo, а это Полтавский горно-обогатительный комбинат (ГОК), Еристовский ГОК и Белановский ГОК – реализуют политику, направленную на поддержку сотрудников и сотрудниц с семьями.
Материальные льготы
Например, Ferrexpo оказывает финансовую помощь молодоженам, предоставляет оплачиваемый отпуск при женитьбе, при рождении ребенка, оплачиваемый выходной родителям первоклассника на 1 сентября.
В то же время Ferrexpo считает, что для мотивации сотрудников компания может предложить больше, чем просто финансовое вознаграждение. Используя бонусы в виде образования, поддержки здоровья и благополучия компании могут привлекать и удерживать более мотивированных сотрудников.
Поэтому уже третий год Ferrexpo реализует для сотрудников программу Well-being, в рамках которой проводятся обучающие вебинары по финансовой грамотности, эмоциональном и профессиональном выгорании и методам их преодоления. С помощью таких тренингов Ferrexpo стремится помочь сотрудникам и сотрудницам расширить кругозор и увидеть варианты самореализации в нескольких областях, а не только на работе.
«Мы понимаем, что работа без качественного отдыха может привести к понижению эффективности. Поэтому для баланса между работой и личной жизнью на уровне корпоративной культуры мы поддерживаем уважение к личному времени человека», – говорит Юлия Клевова, руководитель департамента монетизации, компенсации и льгот Полтавского ГОКа. Например, не принято беспокоить своих коллег по окончании рабочего дня, за исключением экстренных производственных ситуаций. Такое же правило применимо и к выходным дням и отпуску.
Для сохранения и улучшения физического здоровья персонала Ferrexpo каждый сотрудник может оформить медицинскую страховку, пройти обследование на собственной медико-санитарной базе компании с новейшим оборудованием, а также бесплатно посещать бассейн, получить льготные путевки на оздоровление и занятия в спортивном комплексе.
Гендерное равенство
Среди промышленных компаний Украины Ferrexpo лидирует по реализации принципов Diversity, Equity, Inclusion (разнообразия и инклюзии), в том числе политики гендерного равенства. К примеру, компания первой на рынке ввела должность DEI officer.
Женщинам компании предоставляется поддержка для максимальной самореализации не только на работе, но и дома. К примеру, более 160 женщин проходят обучение в школе женского лидерства Fe_Munity, что помогает их развитию и расширяет возможности карьерного роста.
Для женщин в декрете есть возможность работать дистанционно или выбрать гибкий график работы благодаря программе «Декрет без декрета». Как рассказывает одна из сотрудниц, которая воспользовалась такой возможностью, это позволило ей работать после родов удаленно, а также должным образом отдохнуть и оставаться дома с маленьким ребенком. «Для меня было важно оставаться на связи с коллегами и не «выпадать» из рабочего процесса и, конечно же, сохранить 100% моей заработной платы», – говорит Анна Климкина, старшая экономистка планово-экономического отдела ЧАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат».
Исследование инклюзивности показало, что по состоянию на 2021 год практика предоставления специальных отпусков по уходу за ребенком для отцов еще не является массовой для компаний в Украине.
Ferrexpo является одной из немногих украинских компаний, предоставляющих такую возможность, ведь у нее действует программа «Мужской декрет» для семейных пар – если на предприятии работают супруги и заработная плата мужчины выше, то пока он в декрете, компания компенсирует жене разницу в зарплате, чтобы семейный бюджет не пострадал. Ferrexpo также помогает мужчинам поддерживать своих жен – на специальных курсах они могут пройти обучение по уходу за ребенком.
Кроме того, как рассказывают в компании, около сотни мужчин-сотрудников присоединились к инициативе #HeforShe (рус. «Он для нее») – инициированного ООН глобального движения солидарности с женщинами с целью достижения гендерного равенства в мире.
«Практики баланса между работой и семьей еще не являются массовыми среди украинских компаний», – констатирует Хайме Надаль, глава представительства Фонда ООН в области народонаселения в Украине, UNFPA.
«Однако, когда работодатель учитывает семейные интересы своих сотрудников, это положительно сказывается на производительности их труда и снижает расходы компании», – отмечает Анна Адом, директор по управлению персоналом и быту ЧАО «Полтавский ГОК». В подтверждение этого тезиса она приводит данные об уровне текучести персонала в компании, которая составляет всего 2% в месяц.
«Некоторые программы дают быстрый результат, некоторые проявляются только со временем. Но в обоих случаях это накопительный эффект», – говорит Адом.
«Например, снижение производственного травматизма и уменьшение количества больничных оказывает положительное влияние на показатели абсентаизма. Также снижается количество управленческих и технологических ошибок», – рассказывает Сергей Валковый, начальник департамента единого сервиса кадрового администрирования Полтавского ГОКа.
Планы на будущее
Со временем Ferrexpo планирует открыть для детей сотрудников школу английского языка и курсы финансовой грамотности. Опрос компании показал, что это очень востребованные направления. В то время как данные исследования ООН свидетельствуют, что практика предоставления финансовой помощи на получение образования детьми сотрудников пока мало распространена в Украине – о ней заявили лишь 10% компаний, в том числе и Ferrexpo. Также сейчас готовится проект «Кафетерий льгот», в рамках которого работник сможет сам выбирать льготы от работодателя в соответствии с личными потребностями.